Search
Close this search box.

Аутинг, экстремизм и другие твари: конспект эфира

Рост государственного внимания к ЛГБТ-сообществу безусловно увеличит внимание общественное. Адвокат правовой службы «Выхода» Ксения Михайлова рассказала на эфире о том, как можно защитить себя в случае угрозы или факта аутинга, а также о последствиях решения Верховного суда РФ о признании «Международного ЛГБТ-движения» экстремистским. Ниже представлен конспект эфира.

Главное:

 

  • При угрозе аутинга можно подать заявление в полицию, офлайн или онлайн. В заявлении обязательно укажите номер для связи с вами и подробно задокументируйте кто, когда и куда конкретно размещает информацию о вас. Приложите скриншоты или запись разговора.
  • Экстремизм — не про частную жизнь, а про распространение информации вовне для неопределенного числа лиц, для влияния на действия чиновников или общественное мнение.
  • В список запрещенной к распространению и демонстрации символики вошли: шестицветный флаг, розовый и черный треугольники, знак лямбды, гендерные знаки. 
  • К формам осуществления экстремистской деятельности относят любое участие в деятельности ЛГБТ-организаций или в создании литературы активистского характера.
  • Самоидентификация себя квир-человеком, использование феминитивов, воспитание детей в однополой семье — не экстремизм и не пропаганда.
  • Самоидентификация в другом гендере, состоявшиеся ранее смена гендерного маркера и проведенные операции — не экстремизм и не пропаганда.

Аутинг в интернете: какой бывает и что можно сделать

А) Угроза распространения данных без угроз жизни и здоровью юридически не имеет состава преступления/правонарушения. Акторам можно ответить, что они ошиблись адресом, или проигнорировать их.

Б) С угрозой жизни и здоровью — есть состав преступления, можно защитить себя по закону. На нашей стороне: ст. 137 УК РФ («Распространение сведений о частной жизни без согласия» — до двух лет лишения свободы), ст. 13.11 КоАП РФ, ч. 6 («Не обеспечение сохранности персональных данных» — штраф до 90 тысяч рублей для юридических лиц); ст. 119 УК РФ, ч. 2 («Угроза убийством или причинения тяжкого вреда здоровью»).

В) С сообщением доноса о пропаганде/экстремизме. Помните, что не гетеронормативная идентичность не запрещена, а значит доносить не на что. Случаи вызова в полицию после такого доноса на сегодняшний момент не известны. Но если вас вызовут, лучше прийти с адвокатом и составить заявление о ложном доносе. Ответственность за ложный донос об экстремизме — до трех лет лишения свободы (ст. 306 УК РФ, ч. 2).

Г) С требованием заплатить деньги. Если вы не осуществили перевод денежных средств, то полицейские, скорее всего, не будут заниматься расследованием. Поэтому можно: ничего не делать, напугать акторов заявлением о вымогательстве или действительно подать заявление. Если перевести часть суммы, полиции будет значительно проще отследить преступника. Ответственность за вымогательство с угрозой распространения информации или насилия — лишение свободы до четырех лет (ст. 161 УК РФ).

Во всех ситуациях, где есть юридическая составляющая преступления и доступна апелляция к статье, можно использовать следующий план действий.

Сохраните скриншоты в хронологическом порядке так, чтобы были видны участники переписки, дата и время получения сообщений, и напишите заявление в полицию. В случае общения со злоумышленниками по телефону прикрепляйте запись разговора. Важно прийти в отделение по вызову сотрудника полиции для возбуждения дела!

Политически корректный нарратив, которого можно придерживаться при общении с полицией:

«Вы законопослушные граждане, вступаете в не запрещенные законом половые связи с лицами, достигшими возраста согласия. Или — вы сменили в документах гендерный маркер в порядке, предусмотренном законом РФ на момент смены маркера. Вы не распространяете какие-либо сведения об ЛГБТ, в том числе о себе. Более того, прикладываете усилия для сокрытия этих конфиденциальных данных о своей личной жизни. Вы не принимаете участия в администрировании групп ЛГБТ-направленности и в работе ЛГБТ организаций».

В случае свершившегося размещения ваших данных прежде всего можно попытаться удалить информацию, пожаловавшись на группу «ВКонтакте» за враждебные высказывания, в Telegram — за размещение личных данных. Или в сам Роскомнадзор для блокировки страницы. Далее можно обратиться в полицию, используя представленную ниже инструкцию.

Подача заявления в полицию.

Сообщить о своей проблеме можно офлайн и онлайн. В заявлении указывают ФИО, адрес регистрации, адрес электронной почты и, обязательно, номер телефона. Без номера сотрудник полиции не сможет связаться с вами для начала делопроизводства. В последнем абзаце напишите: «Прошу провести проверку настоящего заявления о преступлении, возбудить уголовное дело по признакам совершения преступления, установить виновное лицо, признать меня потерпевш_им». В случае вымогательства укажите о требовании преступника перечислить на его счет конкретную сумму, что отразит состав преступления. 

Самое главное — подробно задокументировать, кто, когда и где конкретно размещает информацию о вас!

Если в течение 10 дней с вами не связываются и попытки достучаться до подразделения или начальника отдела не увенчиваются успехом, пишите заявление в прокуратуру о бездействии полиции. Это также можно сделать онлайн.

В правовой службе «Выхода» вам помогут с составлением заявления.

Экстремизм. Что стало понятно

Опубликованное решение суда прояснило некоторые моменты логики правоохранителей. Во-первых, решение включает не только лесбиянок, геев, бисексуало_к и трансгендерных персон, но и асексуало_к, пансексуало_к, кроссдрессеро_к, гендерквиров, драг-артисто_в.

К ЛГБТ-символике (запрещенной к распространению и демонстрации) относят: шестицветный флаг и его же с добавлением черной полосы, розовый и черный треугольники, знак лямбды, гендерные знаки

Санкции за распространение: административная ответственность, при повторном правонарушении в течение года — уголовная. Повторным может считаться бездействие после требования правоохранителей удалить символику! 

Запрещена любая демонстрация другим людям, в том числе у вас дома, если туда приходят гост_и. При этом прямого запрета на хранение нет. Запрета на приобретение для собственных нужд также нет — покупка совершается физическим лицом и не в оптовых количествах.

Флаги отдельных сообществ не отражены в документе, но могут быть приравнены к шестицветному после экспертизы, проводимой правоохранительными органами.

Конкретизированы формы осуществления экстремистской деятельности: любое участие в деятельности организаций, участие в создании литературы активистского характера.

В зоне риска: ведение групп и YouTube-каналов; участие в создании художественной литературы с несовершеннолетними квир-персонажами, в том числе фанфикшн. Произведения с совершеннолетними квир-геро_ями не могут считаться экстремизмом, но остаются пропагандой.

Пользование Фикбуком не несет особых рисков, там и до этого была пропаганда. Автор_ки могут нести персональные риски, но маловероятно, что в целях репрессий будут специально отлавливать стоящих за никнеймами людей

Нашумевший абзац* про парады и феминитивы — скорее, про сам факт существования «ЛГБТ-движения» и не определяет юридические признаки участия. Наличие признаков может использоваться как повод для подозрения, проведения проверки, если человек чем-то конкретным заинтересовал правоохранительные органы. Единого мнения юристов по этому поводу нет.

*«Участников движения объединяет наличие определенных нравов, обычаев и традиций (например, гей-парады), схожий образ жизни (в частности особенности выбора половых партнеров), общие интересы и потребности, специфический язык (использование потенциальных феминитивов, таких как „руководительница“, „директорка“, „авторка“, „психологиня“)».

Решение указывает на цели «Движения» как изменение общественно-политического мнения по вопросу правового положения ЛГБТК+ людей в РФ. Если использовать феминитивы без корреляции с ЛГБТК, вопросов не должно возникнуть. Как самоидентификация себя квир-человеком, так и само по себе использование феминитивов не является экстремистской деятельностью.

Экстремизм и личная жизнь

Быть ЛГБТ, совершать каминг-аут не экстремизм, анкеты в приложениях для знакомств тоже, но были случаи привлечения за пропаганду. Если одеваться в одежду другого гендера, есть вероятность привлечения за пропаганду. Если работать педагогом, — без обсуждения с детьми, без их доступа к вашим личным соцсетям — юридических рисков нет.

Воспитание детей в однополой семье не экстремизм и не пропаганда. Экстремизм это не про частную жизнь, а про распространение информации вовне для неопределенного числа лиц, для влияния на действия чиновников и влияние на общественное мнение. Случаев изъятия детей не было. Потенциально есть риск обвинения в пропаганде, штрафа и изъятия ребенка, но этот риск не связан с принятием закона об экстремизме. Существовал и до него и увеличивается только в силу повышенного внимания к теме.

Экстремизм и транспереход

Смена гендерного маркера все так же запрещена. Самоидентификация в другом гендере, состоявшиеся ранее смена маркера и проведенные операции — не экстремизм и не пропаганда.

Экстремизм и релокация

Само по себе решение суда, как и квир-идентичность, не основание для предоставления статуса беженца, помогут только ваши конкретные риски. Обстоятельства для выезда не изменились.

Если вы релоцировались и совершаете действия, которые могут быть расценены «экстремизмом», то для вас это безопасно в случае отсутствия имущества и нахождения за рубежом. Оставшимся в РФ родственникам не грозит преследование по обсуждаемой статье.

Донатить ЛГБТ-организациям безопасно с карт ЕС, Грузии, США. С карт СНГ и РФ  небезопасно.

Помогите «Выходу» помогать! Подпишитесь на регулярные пожертвования, именно благодаря ежемесячной поддержке мы помогаем ЛГБТК+ людям и защищаем права квир-сообщества в России. Сделать пожертвование можно перейдя по ссылке.

Читайте также: